Skip to main content
Dæmonologia

Три части человеческой души

В этом выпуске мы говорим об античных психологических теориях: трехчастной структуре человека — тело, душа и дух, о трехчастной структуре души: разумной, страстной и вожделеющей, и о некоторых современных аналогах этих теорий — например, о структуре личности в психоанализе и о моем неизменном источнике вдохновения, игре «Диско Элизиум».

Обзор этих теорий нам необходим, чтобы дать представление о том, как раннехристианские мыслители представляли человеческую психику, и в последующих выпусках мы поговорим о том, как конкретные демоны, по их представлениям, атакуют конкретные части души. Сразу оговорка: какими бы устаревшими эти теории не казались, они способны дать человеку концептуальные рамки для понимания происходящего в его психике, и тем самым помочь ему в работе над собой. Мы это обсуждаем в подкасте подробнее, а если охота еще подробнее, можете посмотреть, например, вот эту небольшую видеолекцию.

Powered by RedCircle

Транскрипт

АНТОН: Всем добрый день! Это подкаст «Демонология», и мы, Антон Шейкин и Даниил Калинов, обсуждаем демонов и методы борьбы с ними. На протяжении последних нескольких выпусков мы вводили вас, дорогие слушатели, в курс истории понятия «демон»: откуда это существо взялось в нашей культуре, как оно трансформировалось, и кто пытался вообще осознавать влияние демонов на человека. Нужно уже потихоньку, поскольку это в первую очередь подкаст, направленный на повышение качества физической и духовной жизни современного человека, приступать к более конкретным вещам, к более практическим. Главная книга одного из наших ключевых персонажей, Евагрия Понтийского, называется «Практикос». Нужно приступать к практическим уже методам борьбы с демонами. И для того, чтобы приступить к практике, нужно для начала разобраться, что же такое человеческая душа и как она устроена. На протяжении нескольких первых частей подкаста мы, надеюсь, сумели вас убедить, что демоны (в нашем, по крайней мере, понимании) — это части человеческой души. Какие-либо. А ты не согласен, Даниил, да?

ДАНИИЛ: Ну, я вначале уже в первом выпуске нашего подкаста давал другое определение, что... Демоны — это духовные сущности, которые выражают себя внутри человеческой души. Ну и, я думаю, мы опять, возможно, вернёмся к этому.

АНТОН: Во всяком случае, ты согласен, что это какие-то сущности, которые присутствуют внутри нас. Они могут находиться где-то ещё, но когда мы чувствуем их влияние, они находятся внутри нас. А если они находятся внутри нас, это означает, что, видимо, они паразитируют на чём-то, что внутри нас есть. Надо пытаться разобраться, что же внутри нас есть.

ДАНИИЛ: Да, с этим я абсолютно согласен.

АНТОН: Ну, раз согласен — объясняй.

ДАНИИЛ: Нам нужно сначала понять вообще... Из чего состоит человек внутри мировоззрения, которым пользовались те люди, которых мы обсуждаем, собственно, Евагрий Понтийский, Антоний Великий, о котором мы уже упоминали, и вообще люди в античности. Как они себе представляли устройство человека? Вот, Антон, как ты себе представляешь устройство человека, если тебя спросить?

АНТОН: Ну, уже несколько лет я представляю себе устройство человека, как 24 голоса в голове. Шесть отвечают за интеллект, шесть отвечают за душу, шесть за координацию движений и еще шесть за физическую силу. Человек пытается примирить внутри себя эти 24 голоса, которые наперебой говорят ему сделать какие-то не очень обдуманные поступки. Это я шучу, конечно. Я сейчас изложил структуру игры «Диско Элизиум», в которой главный персонаж представляет собой человека, совершенно потерявшегося среди множества своих внутренних голосов. В чем я согласен с авторами игры, так это в том, что человеческая психика сильно неоднородна, и в ней присутствует несколько частей. В античной традиции... было всегда принято членить, что бы то ни было, на три части: например, есть небо, есть подземное царство, есть море — это три брата: Зевс, Аид и Посейдон. Почти всё, что человек в принципе пытается осмыслять, он делит на три части. Элементы, наверное, на четыре, можно делить что-то и на семь частей, можно и на двенадцать — тут разные числа. Если пытаться обойтись наименьшим возможным числом, то надо действительно сказать, что три части — это наиболее распространённый сюжет, потому что и, например, у Платона мы встречаем трёхчастную теорию человеческой души, и Огюст Конт говорил о том, ч три уровня человеческого сознания, и Зигмунд Фрейд говорил, что в человеческой психике есть три уровня. Поэтому, по моему мнению, первое нулевое приближение — это три части, которые каждый человек, занимавшийся этим вопросом, назвал по-разному.

ДАНИИЛ: Здесь, мне кажется, ещё важно выделить, ч два разных трёхчастных деления, которые говорят о немного разных вещах. Пример с «Диско Элизиумом», который ты привёл — это очень хорошая возможность войти в первое трехчастное разделение, которое говорит о том, что, во-первых, у человека есть тело. Тело, которым он находится в мире, через органы чувств которого ему поступают какие-то сообщения о внешнем мире и так далее. Но дальше, как мы видим на примере вот этих 24 голосов, которые где-то говорят, есть некоторое пространство психики, которое можно рассматривать отдельно от тела, как минимум не привязывать его непосредственно к телу. Классическая психология рассматривает вполне себе эту психику, не обязательно связывая ее с какими-то биологическими процессами. Эта психика составляет вторую часть того, ч у человека. Это традиционно, конечно, называется душой в отечественном мировосприятии.

АНТОН: Давай уточним всё-таки. Психикой или душой ты называешь вместилища скольких-то голосов, которые определяются телом человека.

ДАНИИЛ: Не обязательно определяются телом, давай я это скажу так. Во-первых, действительно, психика — это то, где появляются разные мысли, чувства, восприятия, где они приходят в сознание. Можно говорить о психике как о месте, в котором мы осознаем разные восприятия, разные мысли, разные чувства. И некоторые из них, конечно же, больше связаны с телом, как в «Диско Элизиуме», например, навыки, которые связаны с моторикой, намного сильнее связаны с телом и с тем, что происходит в мире. Но такие навыки, например, как эмпатия и «внутренняя империя», с телом связаны намного меньше. Если мы чувствуем то, что чувствует другой человек, напрямую сказать, как это через органы восприятия к нам попадает, очень сложно. Или если нам приходят какие-то мысли, которые совсем непонятно, как связать с тем, что мы воспринимаем, это тоже меньше связано с телом. Многое из того, что находится в душе, приходит от тела, но нельзя сказать, что все это понятно как и непосредственно связано с телом.

АНТОН: Так, 12 навыков — это тело, а 12 навыков — эта самая душа.

ДАНИИЛ: Нет, они все — душа. Просто 12 навыков приходит в неё больше от тела, а 12 навыков приходит откуда-то ещё. И вот это ещё и является некоторым третьим членом человеческого устройства. Потому что античные люди не ограничивались телом и душой, они также говорили о существовании того, что они называли духом. Есть сначала чувственный мир, мир объектов, мир тел. И внутри него у нас есть наше тело, у каждого человека есть его тело. Дальше есть некоторый духовный мир или, можно сказать, ментальный мир, мир идей. И внутри этого мира тоже есть некоторая идея или некоторое идеальное наполнение нашей индивидуальности, индивидуальность каждого конкретного человека.

ДАНИИЛ: Она существует как то, к чему человек стремится. А дальше душа является некоторым посредником между этим духовным и этим телесным. И в ней разыгрываются все драмы. Как мы сказали, есть какие-то вещи, которые попадают в душу через тело, через органы чувств, через то, что мы чувствуем в чувственном мире. Есть какие-то вещи, которые попадают в душу от духа, какие-то идеальные законы, например, законы логики, мысли о чем-то идеальном и так далее. И как в «Диско Элизиум» получается, у нас есть 12 навыков снизу, 12 навыков сверху, условно. И душа, психика — это то место, где все это разыгрывается, где эти голоса звучат, где все это приходит в сознание. Это поле, на котором все эти вещи разыгрываются.

АНТОН: Ты правильное слово сказал: «сознание». Если вспомнить дядю Зяму, то оказывается, видимо, что душа — это наше «Я», дух — это «сверх-Я», а тело — это «ид», «оно».

ДАНИИЛ: До какой-то степени, наверное, эту аналогию можно провести. Неплохая метафора.

АНТОН: орошо, есть у нас вот такая трехчастная душа. И каким образом это может дать нам понимание того, как сюда пролезают демоны?

ДАНИИЛ: Сначала это дает нам понимание того, как концептуализировали демонов эти монахи, например, Евагрий. Для них демоны — это тоже некоторые сущности, которые существуют в основном в духовном мире. в духовном мире существует наш дух, но есть также и духи нечистые, или вот эти духи демонов. Они могут, как ты сказал вначале, паразитировать на нашей душе: давать ей какие-нибудь мысли или какие-нибудь желания и начинать с ней общаться. Поэтому они и появляются внутри нашей души, Евагрий называет их помыслами, логизмои: какие-то мысли в нашей душе, которые вызываем не мы, а некоторые другие сущности. Это способ понять, как они думали о демонах — что это не какие-то материальные существа, которые появляются в мире тел, а то, что это именно идеальные духовные существа, которые влияют на нашу душу из этого региона.

АНТОН: Ну, погоди, а как же, допустим... Самые тривиальные из помыслов, которые касаются, например, похоти или чревоугодия, это, казалось бы, какие-то вещи, которые напрямую должны быть связаны с нашей телесной оболочкой.

ДАНИИЛ: Да, конечно, но здесь скорее надо сказать, что демоны, конечно же, используют то, что уже находится в нашей душе. Например, если какие-то желания поднимаются от тела, как, например, желание есть, да, или похоть, то демоны дальше добавляют к этому еще что-то, добавляют еще некоторые мысли, разворачивают это, обращают на это внимание и так далее. Об этом монахи тоже писали: есть некоторые естественные помыслы, которые возникают из-за того, что у нас есть тело, которому нужно что-то, а есть помыслы, которые добавляются к ним уже от демонов.

АНТОН: Ты хочешь сказать, что желание есть — это вполне естественная мысль, которая возникает периодически в силу потребности нашего тела, а чревоугодные помыслы — это что-то, что маскируется под наше естественное желание есть, но на самом деле обладает другой природой и приходит откуда-то из духовного мира?

ДАНИИЛ: Конечно, потому что монахи тоже что-то ели, они же не существовали вообще без еды. У них тоже было желание есть, но вопрос в том, что современноый человек легко может заметить, что очень легко переедать, очень легко есть больше, чем тебе нужно. Откуда это возникает? По монашеской литературе понятно, что это не из-за тела, потому что тело достаточно разумное, чтобы дать тебе знать, когда надо перестать есть, когда уже достаточно. Ну, например, ты ешь не только потому, что телу нужно, а потому, что тебе приятно есть. Или какая-то еда очень вкусная, или это помогает тебе не думать о чём-то. Это уже вещи, которые связаны с демоном, и не приходят только от тела, это некоторая надстройка над естественными желаниями.

АНТОН: Выходит, все без исключений демоны — это существа духовного мира, которые в зависимости от их вида могут маскироваться под существ духовных или какие-то телесные позывы.

ДАНИИЛ: Первая проблема борьбы с демоном — это то, что, во-первых, Мы не видим демонов. Почему, например, Евагриева монашеская литература говорит о демонах, пытается их классифицировать? Для того, чтобы дать имена каким-то проблемам, которые существуют в душе. Сначала кажется, что мысли демонов — это просто наши мысли, и поэтому мы не отделяем себя от них и делаем какие-то вещи, которые в итоге ведут к плохим последствиям. Конкретные помыслы именовали как вещи, которые исходят от демонов, а в современной психологии, например, это компульсивные мысли, когнитивные искажения и так далее. Нужно сначала дать этому имя, чтобы ты мог понять, что это что-то, чего я на самом деле не хочу, что исходит не от меня. И теперь я могу понять: о, это демон. Я могу с этим работать. А сначала мы этого не видим, и монах тоже не видит. Демоны работают так, что они маскируются под твои собственные желания, твои собственные мысли. Ты должен сначала понять, где я, а где демон.

АНТОН: А, ты хочешь сказать, что демон может маскироваться под тот идеальный образ себя, который тоже существует в духовном мире. Потому что по душу, наверное, он не может маскироваться.

ДАНИИЛ: Это тоже, да. Более интересно, наверное, будет обсуждать это уже в контексте классификации демонов, которую дает Евагри, но да, такие демоны тоже существуют, они связаны с тщеславием и гордыней: работают с идеалами и их искажают. О конкретных видах демонов, я думаю, мы еще поговорим. Об этом и Евагрий писал очень много, у него есть и практикос, который направлен конкретно на различение демонов и описание методов борьбы с каждым из них, и «Контраргументы» («Антирретикос»), которые связаны с тем, что в Священном Писании на каждого из демонов найдется свой антидот, которым можно сразу пользоваться. А сейчас давай продолжим разбираться с сложным устройством человека.

АНТОН: Ты сказал, что вот это трёхчастное устройство — это только одно из устройств человека. А что еще ты имел в виду?

ДАНИИЛ: Мы выделили тело, душу, дух. Теперь интересно посмотреть на устройство самой души, потому что понятно, что вся драма борьбы с демонами разыгрывается на поле души. Это как поле сражения с демоническими армиями, можно так выразиться. Вопрос состоит в том, как, собственно, устроена душа. И здесь тоже и у Платона, и у других классических античных философов-мыслителей есть некоторые мысли о том, как делить саму душу на три части. Мы начнем с того, что дадим те названия, которые были у Платона и у греков. Эти названия в современном русском звучат очень странно и, возможно, не очень понятно. Вот какой перевод обычно ты знаешь, Антон?

АНТОН: Если говорить о Платоне, то Платон выделял в душе три начала: разумное начало, яростное начало и вожделеющее начало (я сейчас смотрю в четвертую книгу «Государства»).

ДАНИИЛ: Можно для начала дать побольше эпитетов этим частям души и их описать. Давай начнем с разумной, это самая простая. Разумная душа, рациональная душа, мыслящая, рассудительная.

АНТОН: Мне кажется, что в первую очередь здесь речь о рассудке как в некотором инструменте, который есть в распоряжении у человека. Разум — это довольно пафосный эпитет, а рассудок — это что-то прагматичное, это некий такой калькулятор. в противоположности яростным порывам или вожделением.

ДАНИИЛ: Да, это душа, которая связана с тем, что мы можем мыслить о вещах и их понимать. Она ближе всего находится к тому, что мы называем нашим «я». Внутри души мы ближе всего внутри души находимся к нашей рациональной душе.

АНТОН: Я бы тебе сказал так: у нас с тобой у обоих есть профессиональная деформация в одном и том же направлении, поэтому мы друг другу будем поддакивать, что рассудок — это самое главное. Если бы на нашем месте сидели представители других профессий, они бы, разумеется, могли сказать, что нет, конечно, яростное начало — это главное, или вожделеющее, допустим,

ДАНИИЛ: Всё-таки рациональное начало — это начало, в котором у нас больше всего сознания. Рациональное начало все равно пытается дать остальной душе некоторую ясность, некоторое разделение того, что где и так далее. Это все-таки часть нашей души, которая ближе всего к духу, если смотреть вот эту полярность духа и тела. Я до этого ещё сказал о внутреннем зрении.

АНТОН: Если ты сказал, что это часть души, которая даёт ясность всем остальным, то, наверное, можно отождествить её со зрением, которое указывает всем остальным присутствующим там, куда идти и что делать.

ДАНИИЛ: Теперь давай ещё чуть-чуть посмотрим на другую. Какая следующую возьмём? Давай следующую возьмём яростную.

АНТОН: Ну, если сверху вниз спускаться, то да. Яростная душа — это душа, которая есть у всех живых существ. Вот Платон, например, пишет, что маленькие дети чуть родятся, беспрестанно бывают исполнены гнева. Между тем, многие из них, на мой взгляд, вовсе не причастны, способны рассуждать, а большинство становится причастным ей очень поздно.

ДАНИИЛ: Это, кстати, важно: что в античности рациональная душа — это что-то, свойственное только человеку, да? А вожделеющая и яростная?

АНТОН: Яростная душа свойственна животным и человеку тоже. Вожделеющая душа свойственна растениям, животным и человеку. Вожделеющая душа — это какие-то базовые потребности обеспечения организма чем-то. Яростная душа — это способность активно взаимодействия с внешним миром. Это я уже плавно перешёл к обсуждению аристотелевской трёхчастной души. А у человека и только у него есть ещё и разумное, которое может соображать.

ДАНИИЛ: Ещё можно рассказать о том, почему яростная душа яростная. В греческом есть это слово «thumos», которое часто переводится как ярость, но в целом это просто какое-то сильное чувство. Не обязательно именно страсть, хотя страстной эту душу тоже называют. Эта душа намного больше связана со сферой чувства: например, если кто-то чувствует гнев, это скорее очень сильное чувство, которое выражается в мыслях и в желаниях что-то сделать, но в первую очередь это чувство. Евагрий связывает с яростной душой зависть и какие-то такие вещи. А вот вожделеющая душа, наверное, ближе всего к телу, потому что в ней мы чувствуем желание, потребности, которые, как ты сказал, исходят во многом из тела. И она, возможно, из этих трех сфер души больше всего связана с волей, с тем, что мы хотим что-то сделать: мы хотим есть или хотим дышать.

АНТОН: Это у греков было выражено в очень известной старой загадке: «Что сильнее всего? Необходимость сильнее всего». Мы подчиняемся порывам вожделеющей души потому, что иначе мы в какой-то момент просто кончимся.

ДАНИИЛ: Да, у растений она тоже есть, потому что растения стремятся своими листьями к свету, который им нужен, а своими корнями они стремятся погрузиться в землю и взять воду. у них тоже есть есть необходимости, которые они своими движениями пытаются выполнить, но при этом никаких чувств у растений нет, и это сложнее увидеть. На современном языке можно сказать, что разумное больше связано с мышлением, яростное с чувством, а вожделеющее с волением. Евагрий описывает, как разные демоны любят атаковать разные части души. Поэтому знание об этих трех частях помогает понять, как с этими демонами бороться. Вот, может быть, ты ещё что-то можешь сказать об этих трёх частях из современного? Мне казалось, что у тебя была метафора, связанная с психоанализом тоже, и с Фрейдом.

АНТОН: Ну, это труднее гораздо, потому что сейчас мы говорим о устройстве того, что, как мне кажется, в психоанализе принято называть «Я». Членить дальше это «Я» трудно, потому что изначально у Фрейда была эта трехчастная пирамидка, которую мы в прошлый раз разобрали, и на этом чисто классическая составная структура души кончается. Но, наверное, раз уж мы заговорили про воление, можно было бы сказать еще, что вот эти вот вожделения или желания, которые мы только что обсуждали, в психоанализе тоже классифицируются. Очень многие люди, например, употребляют слово «либидо» как обозначение какого-то полового влечения. Гораздо меньше людей знают, что кроме либидо есть еще мортидо, влечение к смерти. Согласно обыденному пониманию, это страсть к насилию. Но если попытаться пойти к истокам и немножко концептуализировать то, на базе чего возникает это разделение, то можно было бы, наверное, сказать, что из всех возможных человеческих желаний можно выделить две главных противоположности, базовую дихотомию. Либидо, половое влечение — это желание размножения в самой своей основе. это желание изменений, желание какой-то динамики. Мортидо — стремление к насилию, это стремление кого-нибудь убить. А мертвые, как мы знаем, не кусаются, у мертвых существ нет никакой возможности менять мир. И это мортидо можно было бы назвать базовым желанием к сохранению чего-либо, к сохранению статуса кво. Человек может хотеть либо изменить что-то, либо оставить как есть.

ДАНИИЛ: Желание к размножению есть и у животных, и у растений, растения вполне себе размножаются. Но у растений обычно нет желания к уничтожению чего-то. Они, конечно, сами отмирают, и есть растения, которые едят насекомых, но это всё-таки не очень частое поведение для растений. А у животных появляется это стремление. Такое впечатление, что ярость — это первый способ переживания себя в сфере чувства, он часто ведёт к насилию, к желанию что-то уничтожить в мире. И у животных, особенно у плотоядных, мы можем видеть это желание к уничтожению. И поэтому здесь можно также связать это с яростной душой, а либидо скорее с вожделеющей душой. А у человека тогда ещё добавляется связанное с разумной душой стремление к смыслу, если добавить сюда Франкла.

АНТОН: Все это только подтверждает тот факт, что человек при осмыслении чего бы то ни было очень любит трехчастную структуру, потому что я не могу сказать, что все то, о чем мы сейчас говорили, было сделано независимо от греков. Это просто показывает, что от другого выхода-то особо и нет. Понятное дело, что если мы будем разговаривать с физиологами, с людьми, которые изучают когнитивные способности человека, которые понимают на микроуровне функционирование человеческой психики, они скажут, разумеется, «ребята, ничего такого в мозгу нет, психоанализ — теория абсолютно устаревшая, в ней нет ничего на наш современный вкус научного, и её можно использовать в лучшем случае в терапии». Но мы же здесь именно этим и занимаемся.

ДАНИИЛ: Мне кажется, сейчас всё больше и больше появляется всяких когнитивных учёных и нейроучёных, которые тоже интересуются психоанализом, древними текстами и более медитативными практиками, потому что они открывают некоторые интересные взгляды на когнитивную науку и на нейронауку. Понятно, что е способы знания мозга, которые мы можем получить только делая ЭГ, МРТ и так далее, дают нам много ограничений. У нас даже есть книжка, которую мы собираемся прочитать и, возможно, тоже к ней обратиться, которая называется «Евагрий Понтийский и нейронауки».

АНТОН: Я просто хотел подчеркнуть здесь, что то, о чём мы говорим, не следует ни в коем случае воспринимать как то, что происходит в человеческой психике на самом деле. Мне кажется, что в первую очередь это способ осмысления конкретным человеком происходящих внутри него процессов. Происходят ли они на самом деле? Ну, это вопрос, который лучше, мне кажется, оставить без ответа, потому что непонятно, что такое самое дело. Но как минимум, на это стоит обратить внимание здесь как некоторые инструменты описания собственного опыта. Мы не можем знать, какие именно процессы привели к принятию нами того или иного решения, но мы можем пытаться себе это объяснить. это не какое-то научное, абсолютное в последней инстанции объяснение, это скорее способ объяснения человеком, себе самому, что же с ним произошло.

ДАНИИЛ: Да, тут у нас тоже, думаю, с тобой немного разные взгляды, но с тем, что главное это то, насколько это может быть практично и использовано в жизни человека для каких-то осмыслений того, что с ним происходит, с этим я согласен. А на онтологический статус всего этого у нас, я думаю, , немного разный взгляд, да.

АНТОН: Обсуждать, наверное, это уже не стоит, потому что мы в исходных посылках уже не сходимся. Надеемся, что мы сумели в общих чертах описать то, как в раннем христианстве понималось устройство внутреннее человека. Мы успели поговорить о двух типах трехчастного устройства человека. Это в первую очередь разделение на тело, дух и человеческую душу, которая связывает между собой чисто материальный этот объект, который мы связываем с нами, и идеальный объект, ну или мир, в котором существуют наши представления о реальности. Кроме того, сама человеческая душа, вот это связующее звено между духом и телом, тоже может быть разделена на три части. Эти три части можно по-разному называть, но вот в античной традиции они назывались разумной душой, страстной или яростной душой и вожделеющей душой. Мы также поговорили о том, что на протяжении многих веков вот такое трехчастное разделение неоднократно переоткрывалось и заново постулировалось очень многими людьми. И вот я все-таки отмечу для протокола, что не хотел бы настаивать на фундаментальном онтологическом статусе этого разделения, а в первую очередь хотел бы обратить внимание, что нам нужно для чисто практических целей, о которых ты, Даниил, сейчас расскажешь.

ДАНИИЛ: В дальнейшем мы хотим посвятить некоторое количество выпусков нашего подкаста более детальному разбору вот того, что можно найти в работах Евагрия Понтийского. И, наверное, мы начнем с того, чтобы вообще немного поговорить про то, кто такой этот Евагрий Понтийский, его биографию, чтобы было представление, как он связан, например, с тем же Антонием Великим, о котором мы уже говорили. А дальше для начала мы, наверное, хотим... разобрать вообще его динамику, то, как он описывает динамику взаимодействия души с демонами, как постепенно, какие есть этапы взаимодействия души с демонами, как постепенно демоны могут все глубже и глубже проникать в душу. Потом мы, наверное, хотим поговорить про методы борьбы с демонами, которые он предлагает, там есть достаточно много интересных. которые мы тоже можем обсудить и посмотреть, как они могут быть применимы к нашему текущему времени. И после этого, думаю, будет интересно поговорить про его классификацию демонов. Это на самом деле то, чем он больше всего знаменит. И у него есть разделение всех демонических помыслов на вот 8 разных категорий. И было бы интересно, наверное, поговорить про все эти категории хотя бы немного, посмотреть тоже, как они связаны с разными частями души и так далее.

АНТОН: Как видите, в будущем нас ожидает много интересных сюжетов. Надеемся, что вскоре опять выйдем на связь. Большое всем спасибо, до новых встреч.

ДАНИИЛ: Да, до свидания.