Skip to main content
Dæmonologia

Фрэнсис Бэкон и идолы разума

Мы привыкли считать, что демоны принадлежат царству Хаоса, но оказывается, некоторые из них паразитируют на нашей любви к Порядку.

В этом выпуске мы немного отойдем от раннехристианских монахов и поговорим о другой классификации демонов, которую предложил знаменитый английский философ Фрэнсис Бэкон. Бэкон считал, что занятиям наукой мешают предрассудки, унаследованные или усвоенные человеком, и описал, каких они бывают видов, как их обнаружить и устранить.

Именно идеи Бэкона помогли мне пережить самую сильную демоническую атаку за последний год, и мы надеемся, что они помогут и вам.

Powered by RedCircle

Транскрипт

АНТОН: Всем добрый день. Это очередной выпуск подкаста «Демонология», где мы, Антон Шейкин и Даниил Калинов, исследуем природу демонов и их взаимоотношения с людьми. Мы на протяжении последних нескольких выпусков занимались демонологией в раннем христианстве, разбирали подходы к борьбе с демонами у египетских монахов. В частности, в последнем выпуске у нас была биография Евагрия Понтийского и основные вехи его жизни. Сегодня мне хочется сделать небольшое хронологическое отступление и отвлечься на минуточку от методов борьбы с демонами, которые предлагали египетские монахи, чтобы рассказать о том, что в эпоху просвещения, такую самую рациональную в человеческой истории, такую самую научную, человек мыслил психические процессы как влияние демонов и мог предлагать способы борьбы с ними. А именно я хотел бы сегодня немного поговорить о Фрэнсисе Бэконе и о его концепции идолов разума, которые, как мы сегодня увидим, имеют много общих черт с тем, что в раннем христианстве мы называем демонами. Данил, а ты знаком с Бэконовской концепцией идолов?

ДАНИИЛ: Только совсем немного, когда ты мне рассказывал о ней, я помню некоторые детали, но в целом это будет для меня тоже новым, так что посмотрим, к чему это всё приведёт. Ты сказал мне, что ты хочешь это обсудить, потому что у тебя есть недавний пример демонической атаки, которую ты испытал на своей шкуре.

АНТОН: Бесы одолели несколько дней назад. У меня чуть крыша не поехала. После того, как я пришёл в себя, мне захотелось по горячим следам зафиксировать впечатление, что было фронтом атаки и с какими недостатками нашего ума эта атака была связана.

ДАНИИЛ: Трип-репорт после демонической атаки.

АНТОН: Вроде того, да.

ДАНИИЛ: Да.

АНТОН: Концепция, о которой я хочу рассказать, изложена Бэконом в книге «Новый Органон». В ней излагается, как надо делать науку, но ещё упоминается, что прежде чем заниматься научными исследованиями, нужно освободить свой разум от предрассудков.

ДАНИИЛ: А может, ты немного сначала расскажешь про Бэкона, когда конкретно он жил и так далее, потому что, возможно, не все наши слушатели, как, например, я тоже не могу сказать точно, в каком веке он жил.

АНТОН: А, да, действительно, хронология. Франсис Бэкон родился в 1561 году в очень знатной семье. Он практически сразу стал членом парламента, в 23 года, и вся его жизнь прошла на государственной службе. Он даже стал ненадолго канцлером, но был смещен с поста за взятничество. Это был человек не чуждый греха, о чем он в покаянном письме королю написал: Ваше Величество, нельзя утверждать, что грех мздоимства был мне абсолютно неизвестен, но, уверяю вас, ни разу я ему не предавался, не имея в виду государственных интересов. Вот это надо иметь мужество, чтобы такое сказать. Он после того, как его сместили с поста, посвятил остаток жизни своим философским идеям, одной из них была новая наука, которой надо заниматься.

ДАНИИЛ: Он жил в Англии.

АНТОН: Он жил в Англии. Английский государственный деятель в первую очередь, во вторую очередь философ, потому что это был человек крайне прагматичный, его концепция о заблуждениях человеческого ума — это тоже концепция в высшей степени практическая. Это руководство по саморазвитию, вполне в духе современных книг. Давайте я несколько цитат приведу. Что такое идолы? Бэкон говорит: что же касается опровержения призраков или идолов, то этим словом мы обозначаем глубочайшее заблуждение человеческого ума. Они обманывают не в частных вопросах, как остальные заблуждения, затемняющие разум и расставляющие ему ловушки. Их обман является результатом неправильного искаженного предрасположения ума, который заражает и извращает все восприятия интеллекта. Идолы воздействуют на интеллект или в силу самих особенностей общей природы человеческого рода, или в силу индивидуальной природы каждого человека, или как результат слов, в силу особенностей самой природы общения. Первый вид мы обычно называем идолами рода, второй — идолами пещеры, и третий — идолами площади. Существует еще и четвертая группа идолов, которую мы называем идолами театра, являющихся результатом неверных теорий или философских учений и ложных законов доказательства. У Евагрия было восемь видов демонов, Бэкон обращается не к конкретным заблуждениям или ошибкам, он пишет, что его интересуют аппаратные, баги мышления, которые в нём более или менее жёстко прошиты и не являются следствием каких-то конкретных ситуаций.

ДАНИИЛ: Мне кажется, было бы хорошо, если бы ты мог привести примеры каждого из этих идолов.

АНТОН: Бэкон дальше начинает с примеров. Приведём следующий пример идолов рода. Человеческий ум по своей природе скорее воспринимает положительное и действенное, чем отрицательное и недейственное. Хотя по существу он должен был бы в равной мере воспринимать и то, и другое. Поэтому на него производит гораздо более сильное впечатление, если факт хотя бы однажды имеет место, чем когда он зачастую отсутствует и имеет место противоположное. Это является источником всякого рода суеверий и предрассудков. Я переведу на более современный язык. Я не помню детали, я пару месяцев назад об этом слышал на популярной конференции. Психологи ставили эксперимент. Предположим, что человечество поразило страшная болезнь. Ученые разработали два вида вакцин. Первую вакцину, если вколоть всему человечеству, то три четверти человечества умрет, а четверть спасется. Вторая вакцина... Если её вколоть всему человечеству, есть шанс, что умрут все, и есть шанс, что все спасутся. Предлагалось одной группе людей ответить на этот вопрос, они как-то выбирали. Потом ученые дали другой группе людей опросник с формулировкой такой. Человечество поразило страшную болезнь, ученые придумали два вида вакцин. Первую вакцину, если вколоть человечество, спасется четверть, а остальные погибнут. А вторая вакцина, если её вколоть человечество, есть шанс, что спасутся все, иначе все погибнут. И ответы были немного другими. Человек привык мыслить в категориях за всё хорошее против всего плохого.

ДАНИИЛ: В этом примере, я уточню, чтобы правильно я понял, единственное, что было разное, это то, как поставлен акцент. В одном месте было, что три четверти умрут, в другом, что одна четверть спасутся.

АНТОН: Четверть спасутся. И ответы были разными, хотя арифметика ровно одинаковая. Самое общее, что можно сказать про этих идолов рода, что они такое? Это заблуждения нашего мышления, которые у нас присутствуют только потому, что мы представители рода Homo sapiens. Наш человеческий разум так устроен, что ему вещи кажутся приятнее, чем другие. Я хотел бы немножко подробнее остановиться по причинам, которые далее станут ясны. Бэкон приводит еще один пример — Птолемеевская теория движения небесных тел. Другой пример идолов рода. Человеческий дух, будучи по своей субстанции однородным и единообразным, предполагает и придумывает в природе существование большей однородности и большего единообразия, чем существует в действительности. Отсюда вытекает ложное представление математиков о том, что все небесные тела движутся по совершенным круглым орбитам и что не существует спиральных движений. Он там дальше еще перечисляет другие физические теории его времени, которые тоже основываются на этом предположении о всеобщем порядке. Я тут чуть подробнее остановлюсь на этом, но, наверное, попозже.

АНТОН: Второй тип идолов — это идолы пещеры, пещеры, это заблуждения, которые уже не являются всеобщими человеческими, которые каждый человек имеет не просто потому, что он человек, а потому, что он именно этот человек со своими физиологическими особенностями и со своим воспитанием. У кого-то, например, есть холерический темперамент, человек быстро принимает решения. Он не в состоянии сосредоточиться, подумать, ему нужно принимать решения быстро. Пример такого недостатка мышления, который мешает ему заниматься наукой. Бэкон говорит, что этих идолов надо устранить, чтобы иметь возможность добывать объективное знание. Вот такой пример идолов пещеры. Другой пример, который я всегда люблю на лекциях приводить, это что мне мама, например, в детстве всегда говорила, что ни в коем случае нельзя воду в чайнике два раза кипятить. Если ее прокипятить два раза, это сразу мертвая вода, яд, и ее надо немедленно вылить, и ни в коем случае нельзя ее пить.

ДАНИИЛ: Мой любимый пример, связанный с водой, это то, что нельзя смешивать кипяченую и не кипяченую воду.

АНТОН: Я кандидат в физмат-наук, я не очень хорошо понимаю физику, которая лежит в основе этих утверждений, но если 200 раз прокипятить воду, то, наверное, там тяжёлой воды станет побольше, потому что у неё температура кипения повыше. Но никто 200 раз не кипятит а два все равно почему-то нельзя. Когда рассказываю этот пример, половина слушателей говорит, что нас тоже так учили, половина говорит, что это за бред, первый раз слышу. Это показывает, что идолы пещеры могут быть довольно распространены, но они являются в большей степени индивидуальными. Идолы площади — это заблуждения, связанные с терминологией, когда люди встречаются на площади, на базаре, и начинают договариваться о свойствах товаров или о цене на них, то оказывается, что каждый человек пришел из своей пещеры, каждый получил свое воспитание, и у людей не всегда бывают единогласия в терминологии. Они могут называть не те же вещи по-разному или разные вещи одинаковыми именами. Здесь самый приятный пример — это ГМО. Есть две категории людей. Есть потребители и есть ученые генетики. Когда потребитель видит на упаковке товара генетически модифицированный объект, он приходит в ужас, потому что там же есть гены. Ученый-генетик тоже согласен, что там есть гены, но он под генами понимает совсем не то, что понимает обыватель. Несмотря на то, что терминологию эти две группы людей используют одинаково, они под этими вещами понимают разные вещи, у них не возникает взаимопонимания. Надо как-то бороться с этим. Идолы театра — это предмет для отдельного разговора. Это идеология. Когда люди вырабатывают общий язык, когда они избавились от идолов площади, когда у них одна терминология, один язык. Возникает серьезная опасность, связанная с тем, что этот язык может им подменить реальность. И люди начнут воспринимать не реальность данную во ощущениях, а то, что заменяет им таковую. Не смотреть на мир такой, какой он есть, а воспринимать лишь его идеологически искаженную картину. Это бывает сплошь и рядом. Самый яркий пример этого — это деление людей на политические партии или по каким-то убеждениям. Люди смотрят на одно и то же событие и видят совершенно разные вещи, воспринимают их по-разному и реагируют на это иногда диаметрально противоположно. Такие искажения человеческого ума, когда два человека видят одинаковые явления, а реагируют на него диаметрально противоположным образом, Бекка называет идолами театра и говорит, что это самый сложный для борьбы вид идолов.

ДАНИИЛ: Давай я попробую переформулировать и отреагировать на эту классификацию, что это поможет нашим слушателям переварить. Эти первые идолы рода, они мне показались похожи на то, что сейчас часто называют когнитивными искажениями.

АНТОН: Да, это всё они. Это всё они, только некоторые... Давай я буквально там предложение процитирую. Идолы, которыми одержим дух, бывают либо приобретёнными, либо врождёнными. Приобретённые вселились в умы людей либо из мнений или учений философов, либо из превратных законов доказательств. Врожденные же присущи природе самого разума, который оказывается гораздо более склонным к заблуждениям, чем чувства.

ДАНИИЛ: Они все в некотором смысле объясняют когнитивные искажения, но у них есть разные источники, или, можно сказать, источник. В тех примерах, которые ты привел, показалось, что идолы пещеры более конкретные. Если идолы рода, ты описал такие достаточно общие когнитивные искажения, то в идолах пещеры ты дал скорее примеры того, как когнитивное искажение конкретно существует. Например, про этот чайник, то, что воду кипятить нельзя два раза. Это скорее не общий принцип мышления, а...

АНТОН: Я бы сказал, что это предрасположенность к суевериям. Я заострю внимание на превратные законы доказательств. Что это такое? Это мышление, например, от частного к частному. Наука признаёт либо от общего к частному дедукцию, либо от частного к общему. Это Бэкон сам и ввёл в науку индуктивный метод. А вот мышление от частного к частному никогда не может привести к какому-то объективному знанию.

ДАНИИЛ: Да, но мышление от частного к частному — это тоже идол рода. Это свойственно всем людям. Но потом конкретные примеры этого мышления частного-частного, которые становятся конкретными суевериями, например, нельзя два раза кипятить воду или что-то в этом роде, это уже становится идолом пещеры, потому что не все люди конкретно этот идол разделяют.

АНТОН: Да, это более-менее случайность, потому что у каждого из нас случайно приобретённые физиологические характеристики, да, Гауссиана — нормальное распределение, да, и более-менее случайно нам достаются родители. На этот счёт, разумеется, есть разные мнения, но... Да, в каком смысле это случайно? Я предпочту считать, что мы не выбираем, у кого мы рождаемся, поэтому тут явно будет некий разброс.

ДАНИИЛ: Мне кажется, тоже интересно, и не знаю, пишет ли об этом Бэкон, но мне кажется, что во всех этих идолах пещеры, в этих сувериях... За ними обычно стоит какое-то рациональное зерно или объяснение. Допустим, даже если возьмём что-то, сначала кажущееся совершенно странным, типа, как нельзя смешивать кипячёную и не кипячёную воду и это пить, потому что можно погибнуть просто от такого. Но, на самом деле, за этим стоит то, что понятно, что если у тебя не кипячёная вода, то нельзя пить некипяченую воду, потому что она, например, просто неочищенная, и там есть какие-то паразиты или бактерии или еще что-нибудь. А кипяченая вода чистая, её можно пить, ты смешаешь кипяченую и некипяченую воду, получится опять некипяченая вода, которую пить нельзя. И поэтому можно представить, что сначала возможно было понимание, что нельзя смешать кипяченую и некипяченую воду, потому что получится некипяченая вода, которую опять нельзя пить. Но постепенно эта идея отделилась от своей причины и начала жить независимо. И таким образом создался идол того, что просто нельзя смешивать кипяченую и не кипяченую воду. И кажется, что многие идолы, пещеры, возможно, так и появляются, что сначала у чего-то есть причина, а потом люди забывают причину, и создается некоторая такая вещь в себе. Дальше получается, что идолы площади уже скорее связаны больше с проблемами языка, с проблемами некоторого непонимания между людьми и разной интерпретацией слов. А идолы театра, как показалось мне, отличаются от идолов площади тем, что за ними стоит какая-то скорее... Если идолы площади появляются непреднамеренно, просто у разных людей есть разные понимания, то идолы театра, кажется, приводят к какому-то... Здесь есть какое-то намеренное использование или искажение языка посредством какой-то философии или мышления, или создание некоторое.

АНТОН: Я бы не обвинял древних в том, что они намеренно запудрили нам мозги. Но тут надо контекст понимать, в котором Бэкон это говорил. Он под идолами театра имел главным образом философские учения античности. Потому что трудно заподозрить, что у Аристотеля была корыстная цель, ради которой он полторы тысячи лет терзал человечество.

ДАНИИЛ: Скорее, я имею в виду намерение в том, что он намеренно создавал некоторые философские языки, которые он считал правильными, но в целом за идолами театра стоит рациональная мыслительная воля, а за идолами площади скорее просто то, что по-разному языки существуют.

АНТОН: Это, конечно, далеко не полное описание всех возможных наших заблуждений. Бэкон говорит, что его интересуют самые фундаментальные из них. Но для моих сегодняшних целей, мне кажется, этого будет вполне достаточно.

ДАНИИЛ: Еще, мне кажется, если коротко связать это с теми демонами, которые мы обсуждали раньше, у Евагрия, то разница этих классификаций тем, что, например, у Евагрия демоны классифицируются по их содержанию, о чем они, в какую сторону они пытаются склонить человека, в чем содержание этих мыслей. А здесь как будто это скорее классификация по месту жительства. Где эти демоны живут? Живут ли они внутри человеческого тела, человеческой структуры? Или они живут внутри социального пространства? Или они живут внутри каких-то мыслительных конструкций? И вот, можно сказать, место жительства.

АНТОН: Главное в любой классификации, чтобы она была полезна, правда? И здесь мне хочется обратить внимание на то, что эта классификация, например, может быть чрезвычайно полезна, как я на своем примере убедился пару дней назад. Несколько недель назад на меня свалился довольно большой объем работы, я сильно переутомился, мне было не очень хорошо, а несколько дней назад объем этой работы еще увеличился. Осмысленность этой работы еще уменьшилась. Кроме того, была еще череда житейских неудач. Я, например, дома задумал стенку побелить. В первый раз побелка плохо легла, во второй раз отклеилась, в третий раз я раствор неправильно развел, пришлось его весь вылить, потом мне мешок и звездки обещанный просто не привезли. Я сегодня, наконец, в четвертый раз предпринял попытку побелить стенку, и она увенчалась успехом. Эта череда неудач и большой объем моей работы привели к тому, что несколько дней назад у меня чуть не поехала крыша, и я пережил настолько сильную демоническую атаку, которой с год не было. Тогда тоже у меня было довольно сильное переутомление. Мы тогда конференцию организовывали. Те, кто был в комитете любой конференции, знают, что демон может вселиться даже в самого безобидного с виду профессора. Если он, допустим, чаирмен твоей секции или приглашенный докладчик, правда. Если по Евагрию смотреть, то бес, который меня одолел, это, разумеется, полуденный бес. Мы о нем будем очень подробно говорить, потому что это сильно связано с депрессией, основным бичом современного человечества. Если совсем кратко, полуденный бес, бес уныния, это демон, который приходит к монаху и внушает ему мысли о бесцельности его подвижничества, о том, что можно заниматься чем-то еще и что будет намного лучше, и сбивает его с пути. Он говорит ему, что то, куда он идёт, это в целом неправильное направление.

ДАНИИЛ: И даже, возможно, не то, что неправильное, а просто бессмысленное. Мне кажется, бессмысленность — это важная часть этого демона тоже.

АНТОН: Да, то, куда ты идёшь, там просто ничего нет. Зачем ты туда идёшь? Тебе надо подумать, куда идти еще. Но с чем это было связано? С тем, что кто-то из наших слушателей пробовал опубликовать статьи в российских журналах. Они наверняка сталкивались с тем, что во многих еще советских времен редакции есть требование экспертизы всех поступающих научных работ на отсутствие в них какой-либо тайны или еще чего-то.

АНТОН: Я занимаюсь теорией гравитации, которая никак и никогда не может быть применена в враждебных целях, просто потому что за рамками Ньютона на Земле ничего нельзя померить. Любое взаимодействие с этими экспертизами публикации — это яркий пример того, что называется bullshit job, то есть бессмысленная работа. Работа, которая от начала и до конца, как известно всем участникам процесса, не имеет никакого содержания. Российские реалии, к сожалению, пока что таковы. Будем надеяться, что в будущем хотя бы что-то изменится.

ДАНИИЛ: Это не только российские реалии, я думал.

АНТОН: Да. Если покопаться, бессмысленные работы найдётся много где и много какой, особенно в академической среде. Как только человек делает критический объём бессмысленной работы, у него, в общем, что-то начинается. Как ты думаешь, по Евагрию я описал уже, что меня одолел без уныния, который говорил мне, что все, что я делаю, не нужно, и что нужно делать что-то еще, и я был счастлив там, где бы я еще мог находиться. Это по фронту атаки, а по месту проживания. Если по бэконовской классификации смотреть, то за счет какой ошибки мышления я испытал на себе воздействие этого демона или идола, который это был идол.

ДАНИИЛ: Наверное, для того, чтобы это ответить, нужно сначала понять, как ты испытывал, какие мысли и эмоции возникают в связи с этим.

АНТОН: Полный упадок сил, ощущение, что я повторяю собственные ошибки, что я раз за разом соглашаюсь делать какую-то работу, которая никому не нужна, что я обречен на то, чтобы это происходило вечно, и что никакого выхода из этой ситуации никогда не будет. Главное, это было чувство повторяемости. Раз за разом, и раз, раз, еще раз, еще много раз. На этой почве мне поплохело.

ДАНИИЛ: Я отвечу не по Бэкону, но мне интересно сказать, что здесь интересный аспект твоего примера в том, что здесь было несколько мест жительства, где этот демон уже существовал. Понятно, что то, как ты описал, это бессмысленная работа, которую ты должен был сделать. Можно задать вопрос, откуда вообще эта бессмысленная работа взялась, почему так получилось, что эта бессмысленная работа существует. Можно сказать, что это следствие того, что, скорее всего, кто-то до этого не до конца продумал некоторый аспект публикации статей, например, кто-то до этого тоже не сделал, возможно, какую-то часть своей работы, или решил, что это не нужно. На самом деле здесь можно заметить, что некоторое демоническое существо посредством этого заползло в саму структуру публикации статей. Потому что сформировалась некоторая бессмысленная вещь, которая, как я говорил, все понимают, что она бессмысленная, но она существует. Если бы, например, человек, который создавал проект того, как происходит процесс публикации статей или люди, если бы они были больше полны энтузиазма и хотели сделать свою работу хорошо. Если бы у них не было каких-то ограничений, которые бы они пришли, они бы смогли сделать это лучше, и этого демона бы там не заселилось. Если какой-то человек уже несёт в себе некоторые демонические мысли, то, когда он совершает эту работу, эти мысли заселяются в продукты работы, а после этого они могут, если кто-то взаимодействует с этим объектом результатной работы, начать заселяться в самого человека, который с ним взаимодействует. Ты, когда выполнял какую-то бессмысленную работу, сам чувствовал эту бессмысленность, и посредством этого этот бессмысленный тоже начинал тебя проникать.

АНТОН: Я же должен быть восприимчив к нему, правда? У меня же что-то есть в мышлении, за что он зацепился. И что это?

ДАНИИЛ: Наверное, это либо какой-то идол рода, либо какой-то идол пещеры, если по Бэкону.

АНТОН: Действительно, никаких слов и терминологий в этом не задействовано. Я, чтобы не томить тебя и слушателей, расскажу, как я это попытался концептуализировать. Почему мне кажется важным разобрать свой пример сейчас? Это одна из основных причин, по которой человек становится восприимчив к любому виду демонов. Я сказал уже, что повторяемость была ключевым аспектом моих переживаний, что раз за разом и никогда это не кончится, и всегда так и будет. Это идол рода, который заставляет человека видеть порядок в хаосе. Если спросить любителей компьютерных игр, например, любителей героев, меча и магии, что демоны — это существа хаоса или существа порядка, большинство ответит, что демоны — это существа хаоса. Хаос, демон, рога у него, сера, еще что-то. Но по Бэкону демоны на самом деле порядок любят гораздо больше, чем хаос. Они очень охотно пытаются его наводить там, где его нет. Например, я сумел побелить стенку на четвертый раз. Три раза у меня не получилось по разным причинам, на четвертый получилось. С каждым новым разом у меня все меньше веры в свои силы, все меньше уверенности в том, что происходящая случайность, все больше уверенности в том, что происходящая закономерность. Один раз случайность, два совпадения, три закономерность. Начиная с третьего раза, человек уже начинает в воспринимаемых им явлениях видеть какой-то извращенный порядок. Если монетка десять раз упала орлом, значит, что-то с ней не так. Она фальшивая. Или галлюцинации, может быть, какие-то. Может быть, у нее вообще две решки или два орла. Если не осознавать, что человеческий разум очень сильно предрасположен к наведению порядка там, где его нет, можно легко принять череду неудач за закономерность, за то, что весь мир ополчился на тебя, за то, что Господь тебя ненавидит, и что так дальше всегда и будет. Мне кажется, это распространенная мысль, что я проклят. Я и сам грешен. Часто мне приходится ее от себя отгонять, когда у меня что-то не получается. Я уверен, что большинство наших слушателей тоже в какой-то момент это испытывали. Это очень базовое заблуждение человеческое, что нужно как можно быстрее выстроить закономерности в окружающих явлениях, которые помогут понять, что происходит. Ученые к этому особенно предрасположены, потому что у них работа такая. Они обязаны выстраивать явления в закономерности. Они обязаны предугадывать события. В эту предрасположенность заползает демон и говорит, я сейчас объясню тебе, что происходит. Ты проклятый, будешь до конца своих дней испытывать мучения, и потом всё закончится мучительной смертью. Может быть, не закончится, может быть, ты переродишься и опять будешь мучиться, и так будет всегда, и никакой нирваны у тебя не будет. Очень много сил надо потратить на то, чтобы за своим уже в состоянии упадка сил, обусловленного тем, что этот демон уже на тебе сидит, ты уже думаешь, что что-то с тобой не так, а не с окружающим миром. Очень много сил уходит на то, чтобы выкинуть ненужный тебе порядок, который твой мир упорядочил против тебя.

ДАНИИЛ: Я хотел бы добавить, что мне кажется, эта способность находить порядок в хаосе вполне положительная, потому что без этой способности мы не смогли бы ничего в мире понять, потому что нахождение любой закономерности, любого понимания связи явлений — это нахождение порядка в том, что изначально кажется хаосом. И вопрос в том, как ты сказал, насколько мы можем потом проверить или понять, тот порядок, который мы сначала выявили, действительно существует, или нам нужно дополнить наше мышление о том, что происходит. Научный метод тоже базируется на том, что мы всегда хотим найти порядок в хаосе, но мы также можем проверять, насколько порядок, который мы нашли, соответствует реальности. Например, если мы видим, что монетка выпала 10 раз решкой, то предположение о том, что с монеткой что-то не так, вполне разумно. Но после того, как у нас есть такое предположение, мы можем попытаться проверить, действительно ли с монеткой что-то не так, или с ней всё в порядке, и это просто следствие того, что это может так случиться, что и обычная монетка 10 раз выпадет в решку.

АНТОН: Мы привыкли считать, что основной причиной наших проблем является душа вожделеющая, потому что она постоянно чего-то не того вожделеет. То пироженку съесть охота, как мы в следующем выпуске будем говорить? То еще чего-нибудь ей охота. Страстная душа тоже не прибавляет спокойствия, потому что ты сгоряча чего-нибудь себе придумал и потом с этим жить. А разумная душа, как мы считаем обычно, это душа наиболее полезная, наиболее безгрешная, и её надо как раз себе культивировать. Мой пример показывает, что нет. И разумная душа тоже способна впадать в заблуждение, и её можно немножко пришпорить.

ДАНИИЛ: На самом деле здесь можно сказать, что в этом трёхчастном... нам говорили в частной душе, что то, что нужно душе разумной, это смысл. Она ищет смысл, как если по Фрейду мы говорили про эрос, танатос и стремление к смыслу. В твоей ситуации это то, с чего ты начал, что ты оказался в ситуации бессмысленности. Ты занимался бессмысленной работой, и всё, что ты делал до этого, начало терять смысл. В этой ситуации бессмысленности человек хочет сделать, во-первых, побыстрее найти некоторый смысл того, что происходит. И проблема в том, что если мы будем схвататься за первый смысл, который нам пришел, скорее всего, это будет не очень полезный смысл. Например, смысл в том, что ты действительно проклят и будешь страдать. Смысл всего, что происходит, это ты такой плохой человек. Проблема в том, что мы не можем сознательно долго существовать в ситуации отсутствия смысла и хватаемся за первый смысл, который нам предлагает наше, возможно, не совсем чистое и наполненное демонами мышление. Вопрос в том, можем ли мы попытаться найти более здоровый смысл в том, что происходит. Теперь интересно перейти к тому, как ты преодолел эту атаку.

АНТОН: А вот я хотел сказать. Если разбирать методы борьбы с демонами, они делятся на два типа. Это, во-первых, как прекратить уже начавшуюся демоническую атаку и как сделать так, чтобы она меньше повторялась, правильно?

ДАНИИЛ: Превентивные методы и интенсивные.

АНТОН: Ответ на то, как я сделал так, чтобы оно прекратилось, на самом деле довольно неожиданный, может быть, для меня немножко позорный. Ты сказал, что разумная душа не может существовать без смысла, она лихорадочно начинает этот смысл искать, находится в панике. Разумная душа, к сожалению, привыкла управлять. Особенно у людей, которые занимаются академической деятельностью, она имеет часто монополию на существование, и все остальные считаются подчиненными. Если разумная душа находится в панике и явно несет какой-то бред, нужно передать управление этой самой колесницей другой душе, у которой меньше проблем на текущий момент. Вот что я сделал. Я заказал себе огромный торт и съел его. Понятное дело, что с демоном уныния бороться при помощи демона чревоугодия, это не самый очевидный способ, но это очень сильно помогло, потому что как только я выпил первую кружку чая, смысл начал проясняться, что тортик вкусный. Может быть, смысл в том, чтобы получить какое-то количество удовольствия от своей жизни. Их можно получить довольно быстрым и дешевым способом. Конечно, злоупотреблять не стоит, но когда совсем не видно высоких смыслов, в ситуации кризиса можно найти смысл таким образом.

ДАНИИЛ: На самом деле, Евагрий тоже говорит в своих текстах о том, что можно бороться с одними демонами, используя других демонов. Это тоже достаточно хороший способ. Мне кажется, еще, возможно, этот способ, который тебе помог, он... Я хочу здесь две вещи отметить. Во-первых, что на самом деле он в некотором смысле похож на то, что говорит сам Евагрий, когда он говорит о том, как бороться с демоном уныния. То, что он предлагает, это то, что, как он, я попытаюсь вспомнить цитату, что он описывает, что в этот момент наша душа должна разделиться на двое. Одна стать утешителем, а другая утешаемым. Одна часть нашей души должна начать утешать, и здесь он использует интересное греческое слово параклетос, которое значит утешать и воодушевлять, и также служить в некотором смысле. Параклетос является словом, которое используется для адвоката в юридическом процессе. Одна сторона души защищает нас от внутреннего критика, оберегает и пытается воодушевить, выгнать душу из состояния уныния. В твоем примере ты совершил это внешним актом. Ты решил купить для себя тортик, который послужил утешением в череде неудач, которые тебя постигли. Мне кажется, это связано с твоей конкретной ситуацией, потому что, зная тебя, когда ты совершаешь много работы и погружаешься в внешние дела, ты часто начинаешь забывать о том, что тебе тоже что-то нужно, и поэтому здесь ты в другой режим перешел, ты можешь посвятить время себе.

АНТОН: Да, это кризисный менеджмент. А в долгосрочной перспективе, мне надо соблюдать умственную гигиену и почаще вспоминать, что не всегда нужно выстраивать цельную картину происходящих событий. Иногда они не имеют ни друг с другом, ни с тобой никакой связи. И просто случаются, потому что в генератор случайных событий заполз какой-то муравей и что-то там перешерудил, эти самые ленты в барабане.

ДАНИИЛ: Ты не несёшь за них прямую ответственность. Другой способ — это можно использовать тот же тортик, только вместо того, чтобы употреблять большую дозу тортика для борьбы с интенсивными событиями, можно употреблять маленькие дозы тортика регулярно, чтобы поддерживать внутреннее воодушевление.

АНТОН: Поэтому у меня в шкафу всегда лежит запас быстрых углеводов. На тот случай, если надо бы подбодрить себя. Диетологи скажут, что надо чем-то другим пользоваться.

ДАНИИЛ: Другой способ перенести состояние души — это, например, заняться спортом, например, интенсивным. Тогда ты вместо вожделеющей души активируешь раздражающуюся душу.

АНТОН: Это тоже было. Я в последнюю неделю занимаюсь тем, что разгребаю завалы хлама в нашей учебной аудитории. Это терапевтическое занятие. Вынес на помойку около ста килограмм всего этого добра.

ДАНИИЛ: Или заняться чем-то, что тебе удаётся, чтобы воодушевить себя. А как это вообще? Можешь сказать само то, что концептуализация того, что на тебя напал демон уныние, тебе помогло найти какое-то решение? Откуда тебе взялось это решение купить тортик? Как ты до этого дошёл?

АНТОН: Я осознал, что что-то не так, когда потратил вместо этой очередной порции работы 8 часов, играя в кликер. Кликер — это игра, заключающаяся в том, что ты просто кликаешь по экрану и получаешь за это какие-то очки или баллы. Это недвусмысленный намёк на то, что я нуждаюсь в каких-то удовольствиях, что моя вожделеющая душа забилась в угол, ей там грустно, плохо, а разумная душа в несознанку ушла. Она всё, ничего не знаю, я проклят, никаких тебе удовольствий не будет. Такой разлад, конечно, надо было чем-то купировать.

ДАНИИЛ: Да, это интересный момент демонической атаки, что часто, когда ты чувствуешь какое-то наполнение эмоциями того, что всё бессмысленно или что-то не удается, можно заметить, что ты начинаешь бессознательно делать что-то, как бессознательно играть в кликер, как способ помочь себе, но это... Обычно бессознательный способ в себе помочь приводит только к большей проблеме. Напротив, сознательное решение купить себе тортик и съесть его намного полезнее, потому что решить, как себе помочь лучше, чем просто давать своим душам гулять без разбора.

АНТОН: Я бы сказал опять, возвращаясь к проблеме тысячелетия, что кликер это неочевидный способ. Обычно люди в такой ситуации смотрят YouTube, TikTok и всякие другие источники котиков, которые дают дешевый и быстрый способ понять, что не всё в мире так плохо. Начнём со следующего выпуска разбирать классификацию демонов Евагрия, которая разделяет их на фронты атаки. Это демон Чревоугодия, демон прелюбодеяния, да? Это мы с них начнём, правда? А дальше уже как пойдёт.

ДАНИИЛ: Да, но мы начнём с тех демонов, которые атакуют из тела, из телесных нужд, которые у каждого человека есть, и как эти телесные нужды превращаются в что-то не очень помогающее, вместо того, чтобы быть чем-то помогающим.